Из истории блиндажа

Заглянем немного в историю. Слова "блиндаж" "блиндировать" вошло в военную терминологию в Первую Мировую войну. Это французское слово и применялось оно тогда в понятиях "защита", "защищать". Например, блиндированная пулеметная точка, т.е. пулемет укрытый от огня противника (обычно с помощью мешков с землей, уложенных вокруг пулеметного окопа, а иногда на настиле и сверху), блиндированный вагон (ж/д платформа, вдоль бортов которой наращен бревенчатый забор и уложены мешки с песком).

Очень скоро, когда война приобрела позиционный характер и на головы, укрывшихся в окопах солдат, посыпались сотни снарядов, потребовалось сооружать для защиты солдат от артогня укрытия. Именно этим сооружениям и было дано наименование "блиндаж".

Термины "блиндированный вагон", "блиндированный автомобиль" (это не бронеавтомобиль), "блиндированная огневая точка" применялись без измений на протяжении всей войны. Однако в ходе войны бревна и мешки с песком постепенно вытеснялись броней и эти термины вытеснялись словами "бронеавтомбиль", "бронепоезд", "бронеколпак". А вот слово "блиндаж" прижилось и продолжало использоваться в его первоначальном значении - подземное сооружение для укрытия личного состава от огня противника.

Именно в этом значении слово блиндаж вошло и в первые Боевые уставы Красной Армии и Наставления по фортификации, и во все последующие.

Руководство по войсковым фортификационным соружениям 1962 года издания трактует слово блиндаж как подземное сооружение для защиты и отдыха личного состава. Вместимость стандартного блиндажа 4-8 человек ( 4-6 человек лежа и 2 человека сидя). На рисунке изображен стандартный блиндаж в разрезе. Один солдат лежит на нарах, один стоит, и один стоит в траншее. На переднем крае блиндаж сооружается под бруствером траншеи, причем так, чтобы дверь смотрела в тыл.